наркотики и детиЧто может сделать семья, чтобы уберечь ребенка от наркомании

Я, так же как и вы, являюсь мамой и так же как и вы бесконечно обеспокоена тем окружением, в котором будет жить мой ребенок, когда войдет в самый опасный и сложный период в своей жизни - подростковый. Но страх не конструктивное чувство, а для эффективных действий нужны знания. Наркомания распространяется с неимоверной быстротой, т.к. Россия и в том числе Самарская обл. являются не только местом поставки, но и перевалочным пунктом на пути транспортировки наркотиков. Многие из так называемых реабилитационных центров для наркозависимых финансируются теми же людьми, что и распространяют наркотики. Так что они сдирают с людей деньги дважды (и эти люди - родители малолетних наркоманов). Наркоманы составляют 90 % от всех ВИЧ-инфицированных в г. Самаре.

Вылечить наркоманию невозможно, т.к. у человека, несколько раз попробовавшего наркотик, на всю жизнь остается психическая зависимость. Как признаются наркоманы со стажем, лечащим их наркологам, ощущение наркотического «прихода» во много раз превосходит по силе ощущение оргазма. И ни в одном реабилитационном центре не лечат эту психическую зависимость.
До 16 лет 70 % подростков пробуют наркотик. Многие из  них пробуют курить анашу. Затем ощущений от анаши становится недостаточно, далее следует внутривенное введение наркотиков. Исследовав ответы юных наркоманов на вопрос: почему они начали курить марихуану, психологи пришли к выводу: в компании сверстников, курящих анашу и употребляющих внутривенные наркотики, подростки ищут взаимопонимание, принятие, поддержку, т.е. суррогат той любви, которую они недополучили в семье.

Риск стать наркоманом возрастает для ребенка если у него есть пенесенные родовые поражения центральной нервной системы ( сейчас в начальных классах таких детей до 95%); последствия травм и нейроинфекций; не говоря уже о детях, в чьих семьях есть хотя бы один алкоголик.

Психологи выделяют, так называемую пренаркотическую личность, т.е. личность, склонную к употреблению наркотиков, которую характеризуют следующие признаки:

  • депрессивные состояния, пассивность;
  • беспокойство;
  • отсутствие чувства собственной значимости, т.е. низкая самооценка;
  • агрессивность и гиперактивность;
  • нетерпимость;
  • инфантилизм, т.е. не зрелость личности (склонность к детскому поведению);
  • эгоцентризм, стремление к легкому достижению удовольствия;
  • не выносят боли, напряжения.
Выделяют 3 главных источника приобщения к наркотику: любопытство,
стресс, внушаемость.

Предупредить наркоманию можно только при условии удаления из жизни ребенка факторов, провоцирующих эту болезнь. Так как многие из них формируются достаточно длительно, я обращаюсь именно к вам, так как ваши дети еще находятся в том возрасте, когда есть время что-либо изменить, а от родителей подростков уже почти ничего не зависит. Дело в том, что формирование характера ребенка заканчивается в 8-9 лет. И в этот же момент заканчивается основное влияние семьи на ребенка, далее вес этого влияния быстро уменьшается. Формирование же личности происходит с 8 до 17 лет  исключительно под воздействием внешнего окружения ребенка, куда, к сожалению, уже не входит семья, это одноклассники, соседи, друзья по секции, взрослые друзья и знакомые, в том числе и школьный учитель. А с подросткового возраста, вообще, самой значимой деятельностью становится именно общение со сверстниками.

И чтобы родители не опускали рук, чувствуя, что от них уже ничего не зависит, до наступления этого периода в жизни их ребенка, родители должны постараться сформировать это самое окружение для своего ребенка – выбор школы, класса, секции, где большинство детей будут иметь здоровые интересы, формирование внешкольного досуга.
Это важно еще и потому, что существует, так называемый, механизм конформности. Если подросток находится в группе, состоящей более чем из 3-х человек, эта группа уже оказывает на него влияние. Чем тверже характер и сила внутренних убеждений, тем большее количество человек должно быть в группе, чтобы повлиять на подростка. Следовательно, если родитель не может повлиять на процессы, происходящие в группе сверстников, он может попытаться научить своего ребенка выбирать себе друзей, научить его говорить «нет» в ответ на сомнительные предложения, научить его ценить собственное мнение. Задумайтесь, чем послушнее и уступчивее в общении с вами ваш ребенок, чем он для вас удобнее, тем труднее ему будет сказать «нет» в компании сверстников. Поэтому, важно не допустить развития низкой самооценки и не уверенности в себе. Для этого больше хвалите своего ребенка, показывайте ему ценность для Вас его мнения.

Невозможно выработать чувство ответственности без доверия. Тотальный родительский контроль рождает только протест и, как следствие, эффект от ваших действий может оказаться противоположным. Развивая доверие к разумности вашего ребенка в мелочах, вы поможете избежать ему большой беды. Потому, что в ситуациях опасных для его жизни, Вас может не оказаться рядом.
При переходе из младшей школы в среднюю очень важно сохранить интерес к учебе и хорошую успеваемость. Очень часто ребенок начинает противопоставлять себя школе и классу, когда начинает чувствовать себя плохим, неудачником, отстающим. Тогда он пытается самоутвердится среди сверстников, показав себя более взрослым: «А я уже курю!». Здесь нам, конечно же, требуется помощь и поддержка учителей. Важно чтобы ребенок вновь почувствовал себя успешным в школьной среде. Иначе ребенок может оказаться в компании наркоманов в поисках поддержки, эмоциональной теплоты и близости, которых он не находит дома.

Дело в том, что наши дети не знают о том, что мы их любим, т. к. мы этого им не показываем. Детям об этом нужно напоминать: говорить, обнимать их, чаще им улыбаться и радоваться встрече с ними. Надо успеть дать им истинное тепло, чтобы они не заменили его суррогатом в наркоманской компании.
Формирование социального, т. е. общественного интеллекта также происходит с 8 до 17 лет:  это биографический и заимствованный (увиденный, прочитанный, услышанный) опыт. Если окружение ребенка не способствует   развитию заимствованного опыта – родители, сверстники, учителя не доверяют чужому опыту, тогда познание мира происходит исключительно через испробывание  всего на самом себе. «Мало ли что говорят о вреде наркотиков, пока не попробую не поверю». И чем больше вокруг говорят о запретном, чем больше с этим борются, тем сильнее потребность у подростка это попробовать,   чтобы составить свое личное мнение. Вот чем вредна антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, поэтому пропагандировать нужно здоровые развлечения. Печально, что в нашем обществе формирование заимствованного опыта происходит крайне слабо. Кто из нас, например, не говорил своему ребенку «Не верь рекламе». Поэтому так важно, чтобы ребенок научился доверять чужому опыту, а окружение четко высказывало свою позицию о сложных вопросах.

Важное свойство нашего подсознания – не усваивать частицу «не» и слово «нет». Поэтому, когда Вы говорите своему ребенку: «Не кури! Не шляйся с кем попало!», Вы достигаете противоположного эффекта!
Еще одно удивительное свойство подросткового периода: тяга к риску и приключениям. Если сказать подростку, что наркоманы умирают приблизительно в 25 лет он ответит, что это произойдет так не скоро, потому что для него это практически вечность, и ради острых ощущений  чем –то можно и пожертвовать. Для самоутверждения им надо постоянно чем-то рисковать. Подростковый нигилизм заставит вашего ребенка действовать обратно тому, что вы от него требуете. А любопытство и тяга к острым ощущениям могут завершить начатое. Поэтому, чтобы не получить противоположного эффекта от своих стараний нужно как можно меньше запрещать и говорить о вреде наркотиков. А надо просто предоставить своим детям альтернативу: хочешь рисковать – займись конным спортом, парашютизмом, горными лыжами и т. д. Как бы не страшны вам казались эти занятия. от них вместе взятых погибают в тысячу раз реже, чем от наркотиков.

Психологи, работающие с наркоманами, выделили три основные группы их семей детей-наркоманов и основных видов воспитания в них:

  • Ребенок – «кумир семьи», у него отсутствуют обязанности, высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при отсутствии упорства и опоры на свои силы. В среде сверстников такой ребенок оказывается не состоятельным.
  • Чрезмерная опека и внимание, мелочный контроль, запреты. Чем подавляется чувство ответственности и самостоятельности, формируется неумение противостоять трудностям. Такой стиль воспитания способствует формированию инфантильной личности.
  • Недостаток контроля и опеки со стороны родителей, неудовлетворенная потребность в любви и привязанности. В наркотиках эти дети ищут утешение, с ними они ощущают уверенность в себе, избавление от жизненных трудностей. Поэтому так важно не запугивать детей взрослой жизнью, не обсуждать при них очередные негативные процессы, происходящие в обществе, не смотреть вместе с ними катастрофы по телевидению, особенно перед сном. Иначе в подсознание ребенка входит страх перед взрослой жизнью.

Но! Некоторые дети, подвергшиеся многим факторам риска, все равно не употребляют наркотики, видимо существует ряд защитных факторов. Ученые выделили следующее:

  1. Чувство юмора;
  2. Внутренний самоконтроль, целеустремленность;
  3. Важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым,
  4. помимо родителей;
  5. Привязанности: преданность и близость;
  6. Обязательства перед социальной группой;
  7. Убеждения и ценности, совпадающие с семейными и школьными;
  8. Возможность активного участия в работе социальной группы;
  9. Успешное овладение необходимыми навыками;
  10. Признание и одобрение их умелых действий;

Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков в семье, в школе, в обществе:

В семье должны быть установлены близкие отношения с детьми, родители должны проводить с ними много времени, в семье должны цениться принципы и приобретение  знаний, должны посильно распределяться обязанности. Члены семьи должны заботиться друг о друге, четко видеть свое будущее.

Подростки, устойчивые к наркотикам:
-имеют низкие показатели психологической внушаемости (ориентируются на свое мнение);
-обладают своими интуитивными способами преодоления стрессовых ситуаций;
-умеют общаться без напряжения, уверены в себе;
-разумны, рассудительны;
-способны к адекватной самооценке.

Воспитание зрелой личности возможно при регулярной передаче ответственности ребенку за него самого уже с 1-го класса. Забыл вторую обувь или форму на физкультуру, сам отвечай за последствия. Предоставляйте ему возможность ощутить на себе последствия своих ошибок, передавайте постепенно ему посильные обязанности и не забывайте хвалить и поощрять за взрослое, ответственное поведение. Одновременно помните, что ласка и душевное тепло нужны всем и маленьким и взрослым.

Только так можно вырастить зрелую личность, которую не испугают реальные трудности и у которой не возникнет желание уйти от реальности в иллюзорный мир наркотиков.

Для развития устойчивости к стрессам  познакомьте своего ребенка со специальной музыкой для расслабления. Научите пользоваться для расслабления ароматическими маслами, например, пихтовым, маслом чайного дерева; приучите его отдыхать, созерцая природу, посещая сауну, делая водный массаж специальной насадкой на душ и т.д. А главное, научите его любить себя и бережно относиться к себе, как к неповторимому явлению природы (или Богом), кому что ближе.

Если во всех этих мероприятиях Вы будете участвовать вместе со своим ребенком, станете с ним друзьями – лучшей профилактики наркомании и не придумаешь.




Скидки
Справочник

 

 

 

Яндекс.Погода

Посещает ли ваш ребенок детский сад?

Да, посещает - 51.2%
Да, но мы посещаем коммерческий сад - 3.5%
Нет, но мы стоим в очереди - 29.1%
Нет, я против - 12.8%

Всего голосов:: 86
Голосование по этому опросу закончилось в: Январь 15, 2016

Top