Для того чтобы психологическое созревание ребёнка не оставало от его биологического возраста, на первом году жизни маленький человек должен получить максимальное количество любви, выраженной как можно "материальнее", не только в мыслях и чувствах своей мамы, но, главным образом, во взглядах, улыбках, прикосновениях, объятиях.
Каждый младенец до 3-х лет является кинестетом, т.е. познаёт окружающий мир на ощупь и на вкус, а его кожа, вообще, по чувствительности и способности к восприятию информации приравнивается детскими физиологами к коре головного мозга! Этот мир предстаёт перед новорождённым ребёнком в образе его матери. Именно через каждодневное общение с мамой у человека на всю жизнь формируется доверие к окружающему миру, закладывается принятие самого себя, вырастает уверенный в себе и дружелюбный к окружающим, а значит успешный и счастливый человек!

Вот основные принципы формирования здоровой психики и телесностиот новорождённости до 3-х лет, которые рассматриваются психотерапевтами и психологами, как основа психического и физического благополучия человека во взрослой жизни:

  1. Естественные ( немедикаментозные, нетравматичные роды) и совместное пребывание матери и новорождённого от рождения до выписки из роддома.
    2. Естественное вскармливание, начатое сразу после рождения ребёнка и продолжающееся до 1,5 - 2,5 (3-х) лет жизни.
    3. Тесный телесный контакт матери и младенца до 1,5 лет.
    4. Спокойная, благожелательная атмосфера в семье.
    5. Психологическая зрелость обоих родителей.

Многолетний опыт показывает, что естественные роды возможны у городских женщин только при условии прохождения ими во время беременности серьёзных курсов дородовой подготовки, которые ведутся инструкторами по подготвке к естественным родам, перинатальными психологами, консультантами по грудному вскарливанию, врачами холистического направления. Независимые статистические исследования за рубежом показали, что большинство женщин врачей акушеров -гинекологов лично для себя планируют плановые оперативные роды. Отсюда понятно, ожидать эффективной подготовки к естественным родам в женской консультации не приходится.

Соблюдение совместного пребывания матери и новорождённого в роддоме трудно переоценить, так как даже рождённый физиологически зрелым, младенец может утратить эту зрелость, если в 1-е часы и сутки после родов, проведёт в изоляции от матери. Стресс в данной ситуации происходит на гормональном уровне, и гормоны стресса: адреналин и кортикостероиды резко нарушают процессы адаптации ребёнка к внеутробным условиям существования в первые часы жизни. Что и происходит при раздельном пребывании матери и ребёнка в роддоме.

Очень важна хорошая мотивация молодой мамы на длительное грудное вскармливание. Уникальность состава женского молока позволяет ему удовлетворять ежечасно меняющиеся потребности малыша. Ведь накопление в подкожно-жировой ткани ребёнка на первом году жизни жиров именно грудного молока, позволяет успешно формироваться мозгу ребёнка, в соответствии с его генетической программой, до конца 2-го года жизни. Поэтому именно грудное вскармливание является профилактикой энцефалопатий, задержек психо-речевого развития и логопедических нарушений у детей. Конечно, чтобы материнское молоко действительно обладало полезными и целительными свойствами, женщине необходимо готовить свой организм к периоду грудного вскарливания: маме требуется освободить свой организм от избытка накопленных медикаментов и шлаков. Это возможно при соблюдении принципов здорового рационального питания, использовании разгрузочных дней либо постов.

Длительные телесные контакты мамы и малыша имеют такое мощное оздоровительное воздействие на организм ребёнка, что помогают нейтрализовать негативные последствия затяжных или сложных родов, кесарева сечения, раннего первода на искусственное вскармливание по независящим от мамы причинам. 
Под телесными или физическими подразумевается:
Кормление обнаженной мамой обнаженного ребёнка
Длительное ношение мамой ребёнка на руках либо в слинге-перевязи
Совместный ночной сон матери и ребёнка (хотя бы до 6 месяцев)
Укачивание младенца на руках до 5-6 месяцев.
Общий массаж руками мамы (ежедневно)
Пестовальная (игровая) гимнастика
Ласки, поцелуи, поглаживания.

Легко понять, что малыш нуждается в телесном контакте прежде всего именно с мамой, ведь именно её сердцебиение и дыхание он слышал все 9 месяцев, находясь в матке, к её запаху он привык плавая в околоплодных водах (их запах похож на запах секрета околосоковых желёз матери), именно её глаза и лицо он запомнил при первом кормлении в своей жизни. Поэтому ребёнку уютнее и комфортнее всего на руках своей мамы.
И, когда мама прижимает малыша к своей обнаженной груди, обнимая его руками и поддерживая обнажёнными коленями, а малыш слышит мамино дыхание и сердцебиение и чувствует её запах - в этом положении максимально воссоздаётся для младенца уютная атмосфера матки, к которой он привык за 9 месяцев внутриутробной жизни. Младенцы "консерваторы" - просто потому, что их тревожит всё новое и необычное, поэтому и спокойно ему с тем, кого он давно знает, то есть со своей мамой! Старая китайская мудрость гласит " 9 месяцев ребёнок привыкает к матке и 9 месяцев от неё отвыкает".
Чтобы ни говорили сердобольные бабушки и тетушки, до 6-ти месяцев ребёнка невозможно избаловать ношением на руках, так как в этом возрасте это для него жизненно необходимо, т.е. нужно для физического выживания. Это было известно ещё древним. Когда Император Великой Римской Империи Фридрих II решил проверить, на каком языке заговорят дети, если с самого рождения будут лишены общения. Он приказал забрать 100 новорождённых от своих матерей и передать их кормилицам, которые должны были только кормить и купать детей, но ни в коем случае с ними не разговаривать и не носить на руках. Его эксперимент провалился, так как ни один младенец не дожил до 1 года.

Жизнь поставила ещё один эксперимент. В военной и поствоенной Германии было много детей сирот, они находились в специальных приютах, где соблюдались все принципы гигиены, кормления, проветривания и .тд. Но дети умирали в больших количествах, персонал это очень беспокоило, и они пытались выявить изъян в уходе за младенцами. Детская смертность существенно снизилась, когда мед. сёстры стали выполнять, естественно с немецкой педантичностью, рекомендации психолога: столько-то минут держать, прижав к себе, столько-то минут гладить животик, столько-то спинку. Так как причина высокой смертности была именно в отсутствии телесного контакта.

Американские психологи ещё в 80-х годах прошлого столетия установили, что маловесные или недоношенные новорождённые благодаря ношению на руках и массажу быстрее набирают вес и догоняют по развитию своих сверстников. Ребёнок, получивший в родах неврологические нарушения, компенсирует своё состояние без медикаментозной помощи при условии постоянного телесного контакта с мамой. Даже у детей, рождённых от наркозависимых матерей, быстрее исчезает повышенная нервная возбудимость и другие проявления абстинентного синдрома, если их много носят на руках и делают ежедневный общий массаж.

От прикосновений и регулярного массажа, даже в виде поглаживаний, у грудных младенцев нормализуется сон, исчезают колики и срыгивания, улучшается аппетит, укрепляется иммунная система, происходит стимуляция развития центральной нервой системы.

А самое главное, именно тесный телесный контакт матери и ребёнка помогает запустить в действие весь потенциал, с которым ребёнок появился на свет - физичесикй, интеллектуальный, творческий, духовный.

Интересное подтверждение необходимости постоянного физического контакта ребёнка и его матери можно найти в африканской культуре. Африканские младенцы в первые месяцы жизни вообще не разлучаются с матерью, которая кормит их при малейшем беспокойстве. Развиваются африканские дети очень быстро: в возрасте 3-х месяцев они самостоятельно сидят, в 6 мес. стоят с опорой, 9-ти месячные начинают ходить и говорить. Дети растут чрезвычайно живыми и любознательными. Всё это происходит благодаря постоянному физическому контакту матери и ребёнка. Мать носит его на спине, и он вынужден всё время поворачивать головку, сохранять равновесие. А мать в свою очередь очень чутко реагирует на потребности своего ребёнка, вовремя высаживая его. Если молодую мать описает месячный младенец, она будет в своём племени считаться плохой, невнимательной матерью! В 2 года африканский малыш уже может сварить для себя яйцо, сходить в магазин за покупкой.

Далее темпы их развития резко замедляются, так как на руках у мамы появляется новый младенец. и всё-таки его не бросают, он переходит под пепечительство своеё тётки или старшей сестры.
Но если бы количество детей в африканских семьях было бы таким же как у европейцев, представьте, каким бя высоким оказался уровень развития африканских школьников, если бы и в дошкольном возрасте родители уделяли им столько же внимания, сколько европейским детям. Так что выходит, что те мамы, которые воспитывают своих детей по жестоким рекомендациям доктора Спока, сами ограничивают уровень развития своих детей.

Рекомендации доктора Спока действительно жестокие, судите сами: младенец заходится от крика в своей кроватке, так как отсутствие мамы для него настоящее горе ( у внутриутробных плодов и детей до 3-х лет несуществует понятия о линейном времени, и если мама ушла, ребёнку кажется, что это навсегда) и замолкает малыш лишь тогда, когда будет твёрдо убеждён:звать и просить бесполезно - мама всё равно не придёт.
Так в подсознании ребёнка на долгие годы закладывается установка: окружающий мир жесток и безразличен к чужой боли, как бы тебе ни было плохо и одиноко, звать и просить о помощи бесполезно, всё равно никто не откликнется! Так растёт количество несчастных людей, считающих себя не достойными любви, а окружающий мир - местом опасным для жизни. Часто агрессивных, ненавидящих весь мир и себя.

Особо хочется сказать об укачиваниималыша на руках. Этой потребностью младенца так же нельзя пренебрегать, так как он постоянно укачивался в околоплодной жидкости во время ходьбы мамы все 9 месяцев беременности. Поэтому укачивание помогает малышу вспомнить комфортное состояние, быстро успокоиться и заснуть. Маме тоже полезно укачивать своё дитя, так как при этом у неё нормализуются альфа-ритмы головного мозга, женщина расслабляется и успокаивается, что благоприятно влияет на нервную систему матери и улучшает лактацию. Кстати, расслабленная мама легче понимает потребности малыша и передаёт ему через прикосновения своё умиротворённое состояние.

Несколько слов о пользе совместного ночного сна мамы и ребёнка. Сон младенцев на 70% состоит из поверхностного сна, во время которого малыш ощущает холод, если сползло одеяльце, а так же своё одиночество, находясь в детской кроватке. Естественно, что он тут же просыпается и начинает плакать от страха. 
Когда же младенец спит рядом с мамой, её близость согревает, её сердцебиение и дыхание нормализуют ритм работысердца и лёгких малыша. И это самая лучшая профилактика синдрома внезапной смерти младенцев, которым пугает молодых родителей переводная литература. Потому что именно отчуждение ребёнка от мамы, препровождение его для сна в отдельную комнату, что так распространено на западе, опасно для жизни младенца.
Если малыш спит рядом с мамой, поток тактильных, обонятельных, двигательных ощущенийстимулирует развитие ребёнка даже во сне. После года такие дети лучше спят, уже отдельно от мамы и не страдают от ночных кошмаров.

Конечно, все физические контакты с матерью будут благотворными и целительными для ребёнка лишь в том случае, если сама мама спокойна и счастлива. Поэтому мама грудного младенца просто обязана заботиться о себе! Не накапливать стресс и мышечное напряжение, так как при общении с ребёнком, ношении его на руках, малыш бессознательно копирует все мышечные напряжения и блоки своих родителей, так как это основной механизм его обучения на 1-м году жизни. Так что родители будут долго и безуспешно бороться с нарушениями мышечного тонуса у ребёнка при помощи неврологов и массажистов, если не устранят свои собственные напряжения и зажимы.

Всё выше перечисленное называется материнским поведением, то чему раньше женщина училась у более опытных матерей своего рода, наблюдая за их поведением, няньчая, будучи подростком, своих младших сестрёнок и братишек, играя ребёнком в "дочки-матери".
В наши дни, к сожалению, традиция передачи материнского опыта оказалась утраченной. И, я считаю, что здесь нам неоценимую помощь оказывают родительские клубы и курсы по подготовке к родительству, где можно получить информацию не только от инструкторов, но и от более опытных мам.

статья написана по материалам исследований, проведённых учёными антропологами Университетов США, психологами и психотерапевтами гуманистического направления, в том числе известным американским психотерапевтом Эриксоном и английским детским психоаналитиком Д.В. Винникотом

Другие статьи


Скидки
Справочник

Яндекс.Погода

 
 
 

 

Посещает ли ваш ребенок детский сад?

Да, посещает - 51.2%
Да, но мы посещаем коммерческий сад - 3.5%
Нет, но мы стоим в очереди - 29.1%
Нет, я против - 12.8%

Всего голосов:: 86
Голосование по этому опросу закончилось в: Январь 15, 2016

Top